ФИО: Чабукиани Вахтанг Михайлович
Дата рождения: 12 марта 1910 г.
Место рождения: Тифлис
Дата смерти: 6 апреля 1992 г.
Место смерти: Тбилиси
Звания / награды:
Заслуженный артист РСФСР (1939)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
Народный артист Грузинской ССР (1941)
Народный артист СССР (1950)
Герой Социалистического Труда (1990)
Ленинская премия (1958)
Сталинская (Государственная) премия (1941, 1948, 1951)
Орден Ленина (1946, 1950, 1958, 1990)
Орден Трудового Красного Знамени (1939, 1960)
Орден «Знак Почета» (1937)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд»
Профиль авторизован в январе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учёбы: Тбилисская судия М. Перини
Место учебы: вечерние курсы Ленинградского государственного хореографического техникума (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1928
Выпускавший педагог по классике: В. А. Семенов
Место учебы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1929Выпускающий педагог: В. И. Пономарев
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1929
Дата окончания работы: 1941
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Марльбер – первый исполнитель, Жером, Жильбер
«Эсмеральда» (редакция Вагановой) Актеон – первый исполнитель
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Премьер – первый исполнитель
«Партизанские дни» (балетмейстер Вайнонен) Керим – первый исполнитель
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Джарджи
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Фрондосо – первый исполнитель
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Андрий – первый исполнитель
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Отелло – первый исполнитель
«Ледяная дева» (балетмейстер Ф. Лопухов) Зимняя птица
«Лебединое озеро» _Зигфрид, классическое трио
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, В. Пономарев, Л. Леонтьев) Феникс, Акробат
«Корсар» Купец, Раб
«Конек-горбунок» Гений вод
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон, Чеснаков) Танец золотой молодежи, Спортсмен
«Дон Кихот» Базиль
«Раймонда» Венгерский классический танец
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Жизель» Альберт
«Лебединое озеро» (редакция Вагановой) Граф
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Вацлав
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Арлекин
«Катерина» (балетмейстер Лавровский) Владимир
«Раймонда» (балетмейстер Вайнонен) Коломан
«Баядерка» Солор
«Щелкунчик» (балетмейстер Ф. Лопухов) Вальс
Танцы в операх
«Черевички» (балетмейстер Вайнонен) Большой классический танец
«Кармен» (балетмейстер Ф. Лопухов) Поло
Тбилисский государственный театр оперы и балета имени Закария Палиашвили
Дата поступления: 1941 г.
Дата окончания работы: 1973 г.
Партии, исполненные за время работы в театре (все в постановке В. М. Чабукиани):
«Сердце гор» Джарджи
«Синатле» Автандил
«Лауренсия» Фрондосо
«Горда» Горда
«За мир» Соколов
«Отелло» Отелло
«Демон» Демон
«Болеро» Кабальеро
Постановки в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
«Сердце гор» 1938 г.
«Лауренсия» 1939 г., возобновление 1956 г.
«Отелло» 1960 г., новая редакция
Постановки и редакции в Тбилисском театре имени Закария Палиашвили:
«Мзечабуки» («Сердце гор») 1936 г.
«Сердце гор» 1941 г.
«Жизель» 1942 г.
«Шопениана» 1942 г.
«Фауст» «Вальпургиева ночь» 1942 г.
«Дон Кихот» 1943 г.
«Эсмеральда» 1944 г.
«Лебединое озеро» 1945 г.
«Сказание о Тариэле» 1946 г.
«Синватле» 1947 г.
«Лауренсия» 1948 г.
«Горда» 1949 г.
«Непрошенные гости» 1950 г.
«За мир» 1953 г.
«Отелло» 1957 г.
«Спящая красавица» 1959 г.
«Демон» 1961 г.
«Болеро» 1962 г.
«Торквато Тассо» 1963 г.
«Золушка» 1966 г.
«Рассвет» 1967 г.
«Баядерка» 1968 г.
«Гамлет» 1971 г.
«Лауренсия» 1978 г.
«Аппассионата» 1980 г.
Ставил спектакли в Японии, Иране, Венгрии.
Ведущий педагог Тбилисского хореографического училища 1950-1973 гг.
Художественный руководитель балета театра имени Палиашвили 1941-1973 гг.
Директор Тбилисского хореографического училища 1950-1973 гг.
«Фильм-концерт» 1940 г.
Киноконцерт 1941 г.
«Щит Джургая» 1944 г.
«Мастера русского балета» 1953 г.
«Мастера грузинского балета» 1955 г.
«Венецианский мавр» 1960 г.
Красовская В. Вахтанг Чабукиани. Л., М. Искусство 1956, второе издание 1960 г.
Кригер В. Вахтанг Чабукиани. Страницы из творческой жизни. М. Знание. 1960 г.
Буртикашвили А. Чародей танца, Тбилиси 1960 г.
Многочисленные статьи в сборниках, мемуарах, периодической печати.
Он был неотразим. Привлекали броская внешность, фигура атлета с удлиненными пропорциями тела, сильное энергичное вращение. Про него говорили, что он родился с «большим пируэтом в крови». Вахтанг Чабукиани обладал невероятной харизмой. Танцовщик-виртуоз, он не просто идеально исполнял хореографические тексты, но заставлял сопереживать его героям. Чабукиани был танцовщиком действия. Мужественный, волевой, дерзновенный танец артиста неизменно находил отклик у зрительской аудитории. Он умел так загипнотизировать зал, что намагнетизированные зрители буквально сходили с ума при первом же его появлении на сцене.
Ученик В. И. Пономарева, Чабукиани владел всеми секретами академического танцовщика. Превосходная школа предоставляла ему возможность широты интерпретации разных ролей, не задумываясь о технике, которая была средством для воплощения его актерских замыслов.
Первоначальное образование Вахтанг Чабукиани получил в тбилисской студии М. Перини, затем сезон служил в театре имени Палиашвили. Когда Чабукиани было 17, он поступил на вечерние курсы при Ленинградском хореографическом техникуме, а в 1929 году он уже выпускник техникума. С 1929 года Чабукиани солист ЛенГОТОБа. Сольные партии следовали одна за другой. В те годы театр не обладал танцовщиком такого масштаба на героические роли. Чабукиани на сцене выглядел античным юношей-дискоболом. Танец артиста являлся состязанием и борьбой, позы демонстрировали красоту человеческого тела, его совершенство и силу. Так и хотелось крикнуть «остановись мгновенье».
В 1934 году Чабукиани со своей партнершей Т. Вечесловой посетили с гастролями Эстонию, Латвию и США. Это был триумф отечественной школы балета. По возвращении сложился новый дуэт, с Н. М. Дудинской, который считался эталонным, в особенности в балете «Дон Кихот». Это был дуэт единомышленников, дуэт молодости, мажорности, дуэт победителей. Но это был и дуэт-соревнование. Казалось, что Дудинская и Чабукиани оспаривали первенство в виртуозности, артистизме, эмоциональности. Дудинская-Китри и Чабукиани-Базиль бросались в пучину танца, с блеском разбрызгивая сверкающие огни хореографии. Им было мало огромной сцены ЛенГОТОБа, они были готовы перелететь через оркестровую яму, провоцируя зрителей принять участие в их торжестве.
Чабукиани совершил переворот в мужском балете. Он стал провозвестником мужского танца. Без Чабукиани мужской танец вряд ли достиг бы современных позиций. Он придумывал хореографию, которая подчеркивала маскулинность, уверенность, решительность персонажей. Кроме того, танец стал более совершенным, выразительным, достаточно вспомнить вариации из «Корсара» и «Баядерки» в постановке Чабукиани. Мужской танец заиграл по-новому, веско заявил о себе как о равноправном участнике действия, немного потеснив балерину с пьедестала.
Блестящий танцовщик Вахтанг Чабукиани стал не менее достойным балетмейстером. Майя Плисецкая считала, что весь советский балет вышел из хореографии Чабукиани. На сцене Кировского театра Чабукиани поставил «Сердце гор» (1938 год) и «Лауренсию (1939 год) по мотивам пьесы Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна». Если в «Сердце гор» классический танец был тесно переплетен с элементами грузинского фольклора, то в «Лауренсии» автору в полной мере удалось передать колорит испанской деревни. По мнению Федора Лопухова: «Чабукиани вторгся в самые тайники поэтической сути танца. Он открыл нам музыку танца как главное средство передачи состояния балетных героев – их мыслей, чувств, намерений, поступков. Он показал, что танец способен создавать в чисто танцевальных формах художественный образ там, где раньше считался неспособным это сделать».
«Лауренсия» один из первых балетов, в котором характеры героев раскрывались в танце. Никогда не посещая Испании, Чабукиани интуитивно прочувствовал характерные особенности испанских народных танцев и оригинально, по-своему интерпретировал их в танцах второго акта «фламенко» и «танца с кастаньетами».
В «Лауренсии» на первое место вышли героика подвига, воспевание бесстрашия, стойкости и доблести простых людей, их отвага и несгибаемость. Партия Лауренсии стала одной из любимых и лучших в репертуаре создательницы Н. М. Дудинской, которая через совершенный, филигранный классический танец являла неустрашимость и твердость духа своей героини.
В 1941 году Чабукиани совместно с Пономаревым вернул на сцену самый любимый балет ленинградских-петербургских балетоманов «Баядерку», который сохраняется в репертуаре Мариинского театра по сию пору. Чабукиани укрупнил партию Солора. Его Солор натура мятущаяся, одержимая, порабощенная страстью к Никии. Солор Чабукиани был подобен античному герою, гордому и отважному. Кадры 1940 года сохранили фрагмент картины «Тени» в исполнении Дудинской и Чабукиани. Танцовщик подчеркивал страстность своего персонажа, его преклонение перед Никией, энергию и экспрессивность. Исполнение сцены «Теней» Дудинской и Сергеевым стало гимном осмысленной виртуозности, рождающей глубокие и правдивые образы. Отточенный, словно выпущенная стрела из лука, танец Чвабукиани-Солора был овеян невероятным бесстрашием, самоотверженностью, стремлением отстоять свое чувство. Это был настоящий герой.
В 1941 году Чабукиани вернулся в Тбилиси, в театр имени Палиашвили, чтобы вывести грузинский балет на уровень лучших театров страны. Он также возглавил тбилисское хореографическое училище и руководил им до 1973 года. С артистами Кировского театра Чабукиани встретился как балетмейстер через 19 лет при постановке второй редакции балета «Отелло» в 1960 году. Сам В. Чабукиани станцевал премьеру, затем в партии Отелло выступил Б. Брегвадзе.
Если в начале карьеры артиста акцент ставился на чисто хореографическую выразительность, при которой страсть и динамика передавались через танцевальные комбинации, то в более поздний период его подход стал значительно глубже и сложнее. Ко времени премьеры «Отелло» в Ленинграде Чабукиани утратил былые технические возможности танцовщика-виртуоза. Вся роль была выстроена в контексте конфликта главного героя с действительностью, в которой он существовал. Чабукиани сумел проникнуть в мир преданного и доверчивого Отелло. Он не мог совладать со своими эмоциями, которые поработили разум. Тема внутренних противоречий, душевного разлада, диссонанса с окружающим его миром выходила на первый план. Т. Вечеслова назвала Отелло Чабукиани подлинно «шаляпинским» спектаклем.
За годы работы в Тбилиси Чабукиани поставил и отредактировал 27 балетов. В училище он выпустил целую плеяду замечательных танцовщиков: В. Цигнадзе, З. Кикайлешвили, Э. Чабукиани, И. Алексидзе, Е. Геловани и много, много других. Среди его выпускников значились премьеры Мариинского театра И. Ниорадзе и И. Зеленский.
В Грузии высоко чтут память Вахтанга Михайловича. Его именем названо Тбилисское хореографическое училище, была выпущена почтовая марка с его изображением. В Тбилиси открыт Музей Вахтанга Чабукиани, есть мемориальная доска. Похоронен Чабукиани в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда.
Выдающаяся грузинская актриса Верико Анджапаридзе говорила о Чабукиани: «Божественный юноша заполонил мое сердце. Я вдохновлялась им, и мне хотелось жить, творить, смеяться!». А Леонид Собинов сравнивал Чабукиани с горным орлом. Вахтанг Чабукина был и остается чародеем танца, обласканным Терпсихорой, артистом, вписавшим свое имя золотыми буквами в историю мирового балета.